Многие компании при покупке подшипников сталкиваются с проблемой определения их качества, т.к. на российском рынке представлена не только оригинальная продукция дистрибьюторских сетей производителей (причем различного качества как в применяемых материалах, так и точности изготовления), но и поддельная (контрафакт). Для проведения входного контроля качества подшипников компаниям предлагаются стенды вибродиагностики. И тут необходимо объяснение, почему данные стенды не дают достоверной информации о качестве подшипников, а являются обычным коммерческим продуктом.


Вот кратко несколько основных причин, по которым невозможно проверить качество импортных подшипников, в том числе и SKF, на таких стендах.


1. Метод (ГОСТ Р 52545, методика РД ВНИПП 038-08) узкоспециальный, поскольку разработан для контроля собственных вибрационных характеристик исключительно подшипников с регламентированным уровнем шума, т.е. изготовленных по спецификациям разрядов Ш … Ш9.


2. Метод разработан ВНИПП для стендов собственной конструкции и напрямую не пригоден для стендов других конструкций/производителей из-за различий в собственных величинах вибрации и шума стендов, накладываемых на параметры подшипника при испытании. Кроме этого, производители стендов указывают, что некоторые подшипники невозможно проверить даже если они соответствуют размерам, заявленным в технических характеристиках стенда.


3. Импортные неспециальные подшипники по стандарту ISO не регламентируются по параметрам шума и вибрации. Для подшипников SKF, не регламентированных по уровню вибрации («шуму»), применение требований соответствия разрядам строже Ш для подшипников нормальной точности и выше Ш1 для прецизионных некорректно!


4. В стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2015: «Качество — степень соответствия совокупности присущих продукции свойств и характеристик заявленным требованиям» для подшипников SKF заявлены характеристики:

— геометрические параметры (размеры, тип тел качения, форма отверстия, угол контакта, отклонения, биения);

— грузоподъёмность (статическая, динамическая, предельная по усталости);

— частота вращения (справочная, предельная);

— материал (кольца, тела качения, сепаратор, уплотнения, смазка);

— дополнительные (термообработка, твёрдость).

Таким образом, в списке характеристик для неспециальных подшипников отсутствуют параметры шумности и вибрации – по этим показателям невозможно определить уровень качества данных подшипников.


5. Применительно к подшипникам в производственном оборудовании, с точки зрения потребителя, «качеством» является:

— долговечность;

— надёжность (предсказуемость поведения);

— экономичность (КПД, необслуживаемость, удобство монтажа);

— низкая цена.

Результаты проверки отражают единственный параметр, который не имеет прямого отношения к долговечности, надёжности и прочим комплексным показателям, определяющим «качество» подшипников качения для потребителя.


6. Нет ГОСТов, ИСО или иных регламентирующих документов, устанавливающих зависимость между уровнем вибрации новых подшипников при испытаниях на стенде и их ресурсом! Если под «качеством подшипника» клиент понимает его высокую надёжность и долговечность, то испытания на стенде входного контроля по параметрам вибрации НЕ дают однозначного ответа, насколько высоко качество тестируемого образца.


Входной контроль для подшипников SKF не требуется поскольку:

1. Вся продукция SKF производится при строжайшем контроле всех этапов, от исходного сырья до упаковки, что обеспечивает гарантированное качество.

2. Входной контроль вреден, поскольку нарушает упаковку, привносит грязь, фактически превращает новые подшипники в б/у и запускает отсчет ресурса.

3. Испытания регламентированы российским ГОСТом для российской подшипниковой продукции и не могут напрямую распространяться на импортные подшипники в силу существенных конструктивных различий.

4. Виброиспытания отдельных подшипников не имеют практического смысла, поскольку важнее вибрация машины в целом на рабочих режимах и именно это регламентируется стандартами.

5. Если испытания все же проводятся, то условия их приведения должны быть предварительно согласованы с производителем подшипников, в противном случае их результаты будут недостоверны и несопоставимы.