Промышленность производит огромное количество изделий разных типоразмеров и конструкций. Для систематизации и упрощения учета разработаны разные способы маркировки подшипников. Список наиболее часто используемых стандартов:

  • ANSI/AMBA – Соединенные Штаты Америки и Канада;
  • ISO/DIN — международные и страны Европейского Союза;
  • ГОСТ – национальный стандарт.

Названные системы имеют свои особенности в технологиях нанесения маркировок их размещения на изделиях и применяемых условных обозначениях. Рассмотрим подробнее способы идентификации подшипников в соответствии с российским стандартом.

Состав маркировки

Основным руководящим документом в данной области является ГОСТ 3189-89. Стандарт введен в действие постановлением соответствующего комитета от 1 января 1991 года под названием «Подшипники шариковые и роликовые. Система условных обозначений». Существует две основных схемы маркировок подшипников для изделий с внутренним диаметром до 10 мм и более.

В первом варианте структура надписей имеет следующий вид:

Для подшипников с внутренним диаметром 10 мм предусмотрены такие обозначения:

В маркировке подшипников используются буквенные и цифровые коды, которые имеют следующие значения:

  • Серия ширин. Численное выражение от 1 до 9, если подшипник относится к нулевой серии, то обозначение пропускается.

  • Конструктивное исполнение. Может иметь значение от 00 до 99 и определяется по специальной таблице.

Сочетания из двух нулей могут опускаться, если и серия ширин имеет такое же значение.

  • Тип подшипника. Число от 0 до 9, присвоены следующим типам изделий: 0 – радиальный шариковый, 1- радиальный шариковый сферический, 2 – радиальный с короткими роликами, 3 – радиальный роликовый сферический, 4 – игольчатый или с длинными роликами, 5 – радиальный с витыми роликами, 6 – радиально-упорный, 7-роликовый конический, 8 — упорный шариковый, 9 – упорный роликовый.

  • Серия диаметров. Используемые обозначения – цифры от 0 до 9.

  • Код диаметра отверстия. Записывается в виде буквенно-цифрового кода, который указывает не только на размеры, но и на систему измерений — метрическая или дюймовая.

Другие обозначения могут наноситься справа или слева от основной надписи, причем в первом случае они должны начинаться с маленькой буквы, а во втором отделятся при помощи тире. Обычно помимо основной маркировки используются специальные знаки, характеризующие внутреннюю конструкцию подшипника. Маркировка наносится на торцы внутренней или наружной обоймы разными способами: клеймением, травлением или электроискровым. Данные технологи позволяют сохранить надписи в течение длительного времени.